AnnaVorobeva and freinds
Чебоксары-театральная столица
Чебоксары полны театров и современного искусства. Вместе с нами вы заглянете чуть-чуть за занавес этой среды и узнаете, что происходит за кулисами Чувашского Художественного театра.
Сложно представить современный город без постоянного круговорота культурных событий, насыщающих его жизнью и вовлекающих его жителей в мир искусства. Выставки, концерты, кинопоказы, представления — все это формирует неповторимую ауру, окутывающую пространство вокруг нас. И, конечно, театральные подмостки играют ведущую роль в культурной городской среде. Когда-то театрам предрекали постепенное вымирание из-за появления кино и телевидения. Но время показало, что даже несмотря на появление 3D, 4D, IMAX и прочих технологий, театр продолжает собирать множество зрителей и оставаться необходимым и любимым в культурной среде.
Сейчас театральное творчество переживает новый подъем. В обществе стало востребованным современное искусство, что повлекло за собой создание частных театров, ставящих спектакли, выходящие за рамки сцены, формата, академизма. Один из них появился в Чебоксарах совсем недавно — 27 марта 2016 года, и уже собирает на свои премьеры полные залы зрителей. Это Чебоксарский художественный театр. С его режиссером и вдохновителем Антоном Савельевым мы и решили побеседовать сегодня.
-Сколько лет вы занимаетесь режиссурой? Как вы начали?




-Мне сложно определить, я просто помню, что мне тогда было 15 лет. Свой первый спектакль я поставил будучи школьником. Он был по драме Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» и так вышло,что я еще сыграл в нем главную роль. Так что, получается, я занимаюсь этим уже 24 года.




-А что вас привлекло в этой профессии?




-Я часто задаю себе этот вопрос. Что меня привлекло? Так получилось в жизни, что я периодически из этой профессии выходил и точно так же в нее возвращался. Потому что это единственная профессия которая в итоге меня интересует и волнует до сих пор. Все остальное казалось чем-то неполным, а именно режиссура позволяет мне полностью реализовать самого себя, все что я умею, все что я знаю. Потому что приходится разбираться здесь во всем. Режиссер должен разбираться в технике, он должен разбираться в литературе, в поэзии, в культуре, в истории, в философии. Это очень многогранная работа, где приходиться постоянно заниматься собой.




-Кто вас поддерживал перед началом творческого пути?




-Все были против. Никто не поддерживал. Отец хотел, чтобы я поступил на юридический. Но когда я пошел на него поступать, то специально завалил свой любимый предмет - историю. Я знал её очень хорошо и сделал это только для того, чтобы снять все вопросы с «юридическим призванием». Поэтому первое время меня никто не поддерживал, потому что я пошел против воли семьи и пошёл учиться на режиссёра. Только где-то может быть года три назад моя семья приняла меня в этом качестве окончательно. Но вокруг меня всегда были близкие люди, которым я очень благодарен за их поддержку — моей жене, детям ,моим друзьям актерам, с которыми мы вместе работали. Ну и самое главное: в этой профессии нужно верить в себя . У любого творческого человека бывают кризисы и тогда возникает вопрос - зачем я этим занимался и заниматься этим дальше или нет. Поэтому очень важна вера в себя и она помогла мне в главной профессии жизни.




-Были ли трудности на пути в режиссуру?




-Семья была против, в остальном мне повезло, я был лучшим на курсе. Каких-то творческих трудностей не было, а внутренние трудности есть всегда.




-А как складывались ваши отношения с актерами?




-Я люблю актеров и всегда пытался построить именно актерский театр. Существует режиссерский театр, существует актерский театр. Я считаю, что в центре внимания должно быть то, как мы занимаемся исполнительным искусством, потому что сам хотел бы быть актером. Поэтому я, как режиссер, всегда понимаю, что в итоге на сцену выходит он. Ведь можно придумать что угодно, можно как угодно репетировать. Но в конце-концов все равно один на один с залом остается именно он, актер. Поэтому я всегда отношения с актером выстраиваю так: ты главный человек на сцене, мы строим спектакль вокруг тебя. И требую при этом очень ответственного понимания. Нет какой-то личной гордыни, личных амбиций, должны быть просто понимание ответственности и той радости, когда актерское искусство случается, сводит его с залом, когда актер играет.




-Многие перед выходом на сцену очень волнуются, теряются. Можете дать нам парочку советов как не потеряться или забыться?




Вы знаете, это актёрская школа. Любой человек он все равно выходя на сцену, на публику, в любом случае всегда волнуется. Страх выступления — это такой же страх, как страх смерти. Человек примерно такой же силы, как и мощь страха. Самое простое - это проверить в каком состоянии у вас находятся плечи. Если они у вас поднялись, значит вы волнуетесь и это видно абсолютно всем. Поэтому расправьте и опустите плечи, сделайте выдох, пропустите внимание зала. Потому что очень важно понять, что внимание зала не заканчивается на ваших глазах, а внимание зала надо пропускать дальше через себя. Если уж совсем никак и начинает бить и колотить, плечи уже не можете опустить, то отвлекитесь на мелкой моторике. Возьмите лист бумаги и порвите, переверните и сделайте еще что-нибудь. Главное уйдите целиком в мелкую моторику, в мелкие действия. Это тоже очень помогает расслабиться. Остальному вас научат в нашей актёрской школе, которая здесь есть. Мы с удовольствием вас научим.



-Для какого возраста ваша школа?




-В основном для взрослых. Хотя у нас есть одна девочка 15 лет. Как-то так получилось, что я просто не знал, что ей 15 лет и узнал это только через 3 месяца. На следующий год мы планируем набирать учеников помладше, так что добро пожаловать.







-Какая ваша любимая пьеса?




-Моя любимая пьеса всегда та, над которой я работаю сейчас. То есть, без любви к пьесе нет пьесы, а без любви в искусстве нечего делать. Любовь к пьессе, любовь к актерам. Нужно любить для того чтобы получалось.




-Что бы вы хотели поставить?




-Я очень хочу поставить пьесу Антона Чехова «Дядя Ваня».




-Вам самому не хотелось бы играть в театре в качестве актёра?




  • Безусловно,но я уже играл и это был бесценный опыт для меня. Нельзя забывать о том, что есть зрительское мнение публики, о том, что происходит на сцене между партнёрами. Для этого, конечно же, нужно выходить на сцену и периодически играть.




-Когда вы впервые пришли в театр, то какое представление у вас складывалось об актёрах?




-Очень интересная история. Вы знаете,есть разные актёрские школы. Есть школа Станиславского, есть школа Чехова. Я, конечно, понимаю,что все они уже выросли, но тем не-менее у всех разный подход к преподаванию актёрского мастерства и к тому, что происходит на сцене, как они это передают через игру. Отучившись пять лет, когда я приехал и пришел работать в театр, я полгода вообще не понимал,что происходит .Все настолько сильно отличалось от того, чему нас учили нас и чему мы учились. Я был в шоке. Актерская школа - это школа импровизации, школа живого театра , а когда ты только приходишь в системный театр и там все расписано до малейших деталей, это было больше похоже на армию или колонию, чем на актёрское искусство. Поэтому мне было очень тяжело.




-Чему вы учите зрителя в поставленных вами пьесах?




-Я вообще против того, чтобы кого-то чему-то учить. Как только искусство начинает учить, то это уже не искусство, а пропаганда какая-то. Можно выйти с плакатом, особенно сразу с начала спектакля, например: «Любите друг друга», «Курить это вредно». Наша задача дать зрителю понять, что есть моральный выбор, и что бы он выбирал свой путь сам, чтобы не возникало вопросов, чтобы привело его к чему-то. Но учить своего зрителя я никогда ничему не буду. Учиться надо самому.




-Кто вас учил?




-Знаете, режиссура актерского мастерства - это традиционный вид обучения. Я могу проследить родословную каждого моего наставника. То есть я учился у того-то, тот учился у другого и таким образом дойти до Константина Станиславского - родоночальника актёрской школы России. Получается, что меня учили все.




-Вы сказали,что учились в школе импровизации...




-Да, я учился в школе импровизации и это был мой самый главный опыт в режиссуре.




-А насколько легко импровизировать?




-Замечательно. И делать это очень легко. Но к этому надо прийти, нужно избавиться от страхов, от зажимов. Нужно избавиться от внутреннего монолога. Ведь внутри нас всегда идет маленький спор или монолог, который мешает нам сосредоточиться. Еще мы любим оценивать происходящую ситуацию или иногда встречаются проблемы, в которых спрашиваешь сам себя «Что же делать?»




-Среди нас найдутся те, кто хочет связать свою жизнь с актерским мастерством. Можете дать пару советов?




-Главное слушать свое сердце и все получится. Актер всегда остается с публикой один на один. Там нет режиссера рядом, там ничего нет. Необходимо слушать себя, верить себе.

Чувашский Художественный Театр со стороны входа(ЧХТ)
Благодаря этому интервью мы с друзьями узнали сами и рассказали вам, что, хоть и страшно стоять под софитами, но нужно идти к своей цели и добиваться ее во что бы то ни стало. Антон Евгеньевич преодолел много препятствий, но их на его пути будет еще много, ведь каждый спектакль это небольшая жизнь, которую надо пройти вместе с его героями. Именно благодаря силе духа актеров и режиссеров Чебоксары становятся театральной столицей. Главное ничего не бояться и упорно идти к своей цели.
Made on
Tilda